Святыни и святые Восточной Лапландии

Восточная Лапландия — территория от Ловозерских тундр до берегов Ледовитого океана, населённая некогда частью северной лопи (так называемыми йоканьгскими саамами), центрами которых были погосты на Лумбовке, Йоканьге и Поное.

Преподобный Евфимий Корельский

Преподобный Евфимий Корельский

Ряд исследователей, ссылаясь на понойский синодик, возводят начало просвещения в Восточной Лапландии и возниконовение Поноя ко временам преподобного Евфимия Корельского (упомянутого в нём как «схиеромонах Евфимий») и духовной миссии Николького монастыря в начале XV века. Пока это только гипотеза и, при этом, маловероятная, ибо не имеет других оснований, кроме синодика. Скорее всего, традиция поминать преподобного Евфимия в ряду начинателей прихода имеет более поздний варзужский след. Ещё менее вероятно, что сам преподобный доходил до Поноя и Йоканьги. Но главной проблемой возведения начальной истории христианизации Восточной Лапландии к преподобному Евфимию является личность самого святого. Начнём с того, что нам не известно, когда именно жил Евфимий Корельский. Данных, современных ему, просто нет, а позднейшие известия рознятся и, скорее, представляют из себя гипотезы, при этом необоснованные. Сейчас большинство исследователей отвергают как вымышленную дату смерти преподобного 1435 год, считая вслед за Е.Е. Голубинским более вероятной 1491 или, даже, 1527 год.

Конечно, преподобный Евфимий был реальным человеком. Скорее всего, именно он возродил разорённый «норманами» Николо-Корельский монастырь и заложил основу его духовного и материального благополучия. Возможно, он и посещал уже существовавшую тогда Варзугу. Но основателем монастыря и большинства Никольских подворий он не был. Тогда возникает вопрос, что за «схиеромонах Евфимий» упоминается в синодиках Варзуги и Поноя? Думается, здесь может быть три ответа: 1) Евфимий Варзужский — не тождественен Евфимию Корельскому и погиб вместе с жителями «Карельского городища» около 1419 года; 2) Евфимий Варзужский и есть Евфимий Корельский, и упомянут в синодике не как основатель, а как возобновитель Никольского подворья в Варзуге; 3) Евфимий Варзужский и есть Евфимий Корельский, но попал в синодик Варзуги случайно (возможно, по ошибке). Дальше возникает вопрос, какое отношение имеет преподобный Евфимий к Поною? И опять несколько ответов: 1) наиболее вероятно, что в понойский синодик имя «схиеромонаха Евфимия» попало в конце XVI века под влиянием варзужского синодика; 2) преподобный Евфимий поминался всеми приходами Терского берега; 3) Евфимий Корельский и был основателем монашеской фактории на Поное, только не в начале XV века, а в его конце или, даже, в начале следующего столетия. Отметим, что всё сказанное является всего лишь гипотезой, а не документально подтверждённым фактом.

Ещё раз подчеркнём, что проблема хронологии и идентификации преподобного Евфимия вовсе не отрицает его историчности и святости. Просто, в том виде, в каком мы его сейчас знаем, он возник лишь в XIX веке на страницах исторической литературы. Реальный же Евфимий может оказаться куда более глубоким и знаковым для Русского Севера, чем его историографическое отражение. Мы же склоняемся к тому, что следует говорить о трёх реально живших на Беломорье Евфимиях. Первый был основателем Варзуги и должен чтиться как преподобномученик, погибший вместе с братией около 1419 года. Второй был возобновителем Николо-Карельского монастыря (собственно преподобный Евфимий Корельский, отшедший ко Господу не позднее 1491 года). Этот Евфимий безусловно возрождал и монастырские фактории, включая Варзугу. Наконец, третий — преподобный Евфимий Архангелогородский, праведный игумен Архангельского монастыря, почивший около 1527 года и прославленный от Бога нетленными мощами и чудотворением. Он так же мог посещать Кольский полуостров и, даже, (гипотетически!) быть основателем древнего Поноя после 1498 года.

Ссылаясь на  некую Понойскую летопись, составленную священником Николаем Шмаковым (старшим) в 1887 году, этнограф Алексей Владимирович Марков указывал датой основания Поноя и строительства первой церкви 1498 год. Однако на чём основана эта дата определить затруднительно.

Преподобный Феодорит - основатель Понойского прихода (1533 г.) и первый проповедник Христа на Йоканьге

Преподобный Феодорит Кольский

Куда более уверенно можно сказать, что Православие в эти земли приходит относительно поздно — не ранее конца XV века. Но более вероятно, что первым проповедником христианства здесь был преподобный Феодорит Кольский, по крайней мере так гласит местное предание, источники которого весьма смутны. Фиксируя это предание «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» (1896 г.), в частности сообщает, что первый храм на Поное был построен и освящён в честь святых апостолов Петра и Павла около 1532 года приглашённой из Новгорода «миссией» (имела ли эта «миссия» отношение к проповеди Феодорита и «попа» Илии остаётся догадкой). Так или иначе уже в 1575 году некий старец Феогност вынужден был возобновлять и церковь, и общину на Поное, что свидетельствует о запустении храма после 30-х годов XVI века.

Следует отметить, что абсолютно все исследователи считают, что место первоначального поселения на Поное было примерно на 110 верст выше по течению в местечке называвшемся ещё в конце XIX века «Церковным». Как свидетельствует упомянутый выше Алексей Владимирович Марков, место это было удобным для хозяйственной деятельности и безопасности поселенцев.

Одной из замечательных страниц в истории Восточной Лапландии стал подвиг покаяния преподобного Варлаама Керетского. С его именем связаны многие чудеса в этой части Кольского Севера и духовное возрастание местных саамов.

Преподобный Варлаам Керетский

Преподобный Варлаам Керетский

Преподобный Варлаам, носивший в миру имя Василий, родился в селе Кереть на берегу Белого моря, вероятнее всего, в семье простого помора. Согласно житию Василий был «научен книгам». Возможно, обучение проходило в Шуерецком скиту у старца Зосимы и преподобного Феодорита Кольского.

Примерно в 1535 году Василий вступил в брак и был рукоположён сначала в диакона, а вскоре в иерея, после чего направлен настоятелем в Никольскую церковь города Колы. После возвращения на Колу преподобного Феодорита и основания Троицкого Кольского монастыря, в 1540 году Василий был переведён в Керетскую Свято-Георгиевскую церковь.

Согласно преданию, отец Василий, в бытность свою настоятелем Никольской церкви в Коле, изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и требовавшего жертв даже от крещёных рыбаков. Тот, покидая «насиженное место», пригрозил отомстить «попу». Бесовская месть исполнилась, когда иерей Василий с матушкой вернулись в родное село Кереть. Там и произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного. Известно, что священник Василий убил свою жену, однако нет достоверных данных о том, какова была этому причина. Согласно житию и «Ста́рине» он заподозрил жену в супружеской неверности и убил её в припадке ревности. По другой версии, изложенной в каноне архимандрита Сергия (Шелонина), его жена начала бесноваться, внося смущение и слухи среди односельчан; отец Василий попытался изгнать беса и в результате смертельно ранил жену.

Похоронив убитую супругу, Василий отошёл в Колу для покаяния к преподобному Феодориту. Преподобный наложил на Василия необычную и неимоверно тяжёлую епитимию — возить гроб с мёртвой женой в карбасе, пока тело не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно. Василий должен был хранить строжайший пост и лишь раз в год на Пасху разрешалась рыба. Вернувшись в Кереть, Василий выкопал гроб с женой и в течение трёх лет плавал по бурному морю («против зельнаго обуревания»), непрестанно поя покаянные псалмы пророка Давида. При этом непогода буквально сопровождала Василия на протяжении всего его трёхлетнего покаянного плавания.

карта1

Место чуда изгнания морских червей прп. Варлаамом

На третий год своих плаваний, находясь у волока (согласно местному преданию — со стороны губы Лопское становище) на Святом Носу и видя обилие морских червей («корабельных сверлил»), которые являлись причиной гибели многих судов, Василий помолился Богу и «кроплением воды» изгнал этих моллюсков, сделав «путь благопроходен». Это чудо стало свидетельством о прощении Варлаама, а для местных саамов и поморов — символом особого избранничества этого святого. На месте чуда изгнания морских червей в память о нём был установлен поклонный крест, многократно возобновляемый по мере ветшания. Последний крест установлен в 2014 году на месте уничтоженного при строительстве пристани на волоке.

Вторично похоронив супругу Василий, принял постриг с именем Варлаам. Как предпологают исследователи, постриг был совершён в Печенгском монастыре иеромонахом Ионой в 1548 году.  После этого, Варлаам вернулся на родину и поселился в устье реки Кереть, а спустя время перебрался на один из островов Чупской губы. Согласно канону Варлаам обрёл дар исцеления и чудотворения, был прозорлив, но не возгордился этим, а, наоборот, всячески избегал славы от людей. Точная дата смерти преподобного Варлаама неизвестна. Вероятнее всего, он скончался в 1589 или 1590 году.

Память и почитание преподобного Варлаама сохранялась в веках и зафиксирована в наименовании прихода в городе Островном, историческом и духовном приемнике панойской и йоканьгской общин.

В 1581 году понойский Петропавловский приход с округой отошёл во владение Троице-Сергиевой Лавры. С этим связано появление на Поное постоянного духовенства.

К концу XVI века относится первое упоминание Йоканьги в письменных источниках. Конечно, лопарские становища существовали здесь и до начала письменной их фиксации. Причём погостов было несколько (по меньшей мере — три): один на Святом Носу (район нынешней губы Лопское становище), одно у впадении реки Йоканьга в Баренцево море (там, где возникла Йоканьга-деревня) и ещё одно на Ёканьском, как тогда писали, озере (ныне это место полностью заброшено и забыто). Именно последний погост и попал в документы 1585 и 1611 годов. С начала XVII века окормление панойскими священниками востока Кольского полуострова становиться системным и возрастает с каждым поколением.

Преподобный Иринарх Соловецкий, деятель Восточной и Южной Лапландии в конце XVI - начале XVII века

Преподобный Иринарх Соловецкий

В конце XVI — начале XVII века, как можно судить из косвенных источников, Поной и Йоканьга были предметом владельческих споров между монастырями. По крайней мере сохранились упоминания о нахождении этих земель во владении Трифонов Печенгского монастыря в Коле и какой-то деятельности Соловецкой обители. Предстоит документально проверить причастность к этим местам преподобного Иринарха Соловецкого, около 1590-1607 годов являвшегося мельничным старцем в Варзуге. Можно считать гипотетически возможным наличие разведывательно-промысловой деятельности Соловецкого монастыря в Восточной Лапландии, которую с большой долей вероятности мог вести будущий Соловецкий игумен Иринарх. Возможно, именно в этот период появляется варзужский след в понойском синодике с поминовением «схиеромонаха Евфимия». На данный момент мы можем утвердительно сказать, что весь ареал проживания и сезонной миграции йоканьгских саамов находился в сфере монастырского землевладения.

Патриарх Никон

Патриарх Никон

В 1658 году Поной стал вотчинным владением Воскресенского и Крестного монастырей (последний основан при патриархе Никоне указом царя Алексея Михайловича от 13 июня 1656 года). Передача Поноя и Йоканьги в 1658 году Крестному монастырю связана с тем, что сам Трифонов Печенгский монастырь становится на некоторое время приписным к Крестовому, а его игумен Иоанн становится первым архимандритом создаваемого патриархом на Кий-острове ставропигиального  монастыря. Непосредственным управлением Поноем и всеми владениями на Кольском полуострове занимался, как можно судить, строитель Трифонова монастыря Исайя. К этому времени, видимо, относится строительство первоначального Крестовоздвиженского храма в Поное.  В селе тогда находилось два (или три?) самостоятельных храма: Успенский (видимо, основной) и Крестовоздвиженский. Возможно, Петропавловский храм стал к тому времени пределом Успенской церкви. По другой (более вероятной!) версии Петропавловская церковь оставалась в старом Поное на так называемом «церковном месте». Известно, что патриарх Никон делал вклады в храмы Поноя. Так ещё до 1917 года здесь бережно сохранялось драгоценное напрестольное Евангелие с надписанием «Жертвую в Понойскую Успенскую церковь. Патриарх Никон». Им же пожертвована небольшая в сребропозлащенной ризе икона Богоматери с такой же надписью. Оба вклада датировались 1664 годом. Судьба вкладов патриарха Никона после 1917 года нам не известна.

Патриарх Иоаким

Патриарх Иоаким

Ещё одним жертвователем выступал патриарх Иоаким (надпись 1677 года). Среди вкладчиков и благоукрасителей Успенской церкви в понойский синодик внесены иеромонах Сергий и иеродиакон Андрей (запись 1697 года); можно предположить, что они включены в синодик не только как жертвователи, но и как священнослужители понойских церквей.

К концу ХVII века (опись 1678-1679 гг.) относится упоминание о двух священнослужителях, проживавших в Поное — белом попе Михаиле Федорове с четырьмя детьми мужского пола и внуком и игумене Киприане Иванове. Как утверждает опись в селе в это время проживало 23 человека, не считая 5 пришлых. В это же время в Йоканьге было 9 веж, в которых проживало 17 мужчин, 16 детей и 9 недорослей мужского пола.

У нас нет подлинных свидетельств о духовной жизни Восточной Лапландии этого периода, насколько монастыри заботились о просвещении и воцерковлении лопарей. Известно лишь, что по отзывам современников значительная часть саамского населения Кольского полуострова к концу XVII века вернулась к верованиям предков, из-за чего потребовались новые усилия со стороны духовенства в сфере христианизации аборигенов. Такое положение вещей, вероятно, было связано с общим упадком духовной жизни, особенно в монастырях Русского Севера.

В начале XVIII века Поной, Лумбовка и Йоканьга становятся единым самостоятельным приходом. С этого момента начинается новая страница в истории Восточной Лапландии. С началом приходской жизни монастырь уступает свои позиции не только по духу, но, прежде всего, по месту положения. Пока-что нам не известно точно, когда именно первоначальный Петропавловский храм был перенесён в саамский погост, ставший теперь и поморским селом. Это могло произойти ещё в XVI веке, но, не менее вероятно, что это событие произошло уже в начале XVIII века.

Икона апостолов Петра и Павла

Икона апостолов Петра и Павла

Этнограф Алексей Владимирович Марков, собиравший «старины» в Поное в 1903 году, сохранил для нас сказание о переносе Петропавловской церкви: «Есть предание, что Петропавловская церковь была разобрана, сплавлена в Поной, поставлена здесь и существовала до 1798 года, когда указом Консистории от 28 июля за № 1228 разрешено было разобрать по ветхости старую церковь Петра и Павла и построить новую. По преданию, было чудо при сплаве церковного леса и икон. В 10 верстах выше села есть на Поное так называемый Большой порог, в который спускают лес по одному бревну, а лодки спускаются на веревках. Когда плоты с церковным лесом и иконами доплыли до этого порога и их хотели на другой день разбирать и спускать по одному бревну, ночью, перед самым утром в сонном видении явились апостолы Петр и Павел кормщику, не велели разбирать плотов, разбудили и сказали, что «на реке тихо» и велели плыть скорее со всем народом. Они проплыли по этому порогу благополучно. Рассказывают еще другой случай. Церковь хотели поставить ниже села на довольно возвышенное место (здесь стоит ныне крест) и сплавили лес туда, но на другой день утром нашли весь лес в плотах выше деревни, у того самого места, где теперь стоит церковь. Там и решили ее поставить».

Карта переноса Петропавловской церкви

Карта переноса Петропавловской церкви

Датировка переноса Петропавловского храма колеблется от 1575 года (когда старец Феогност возобновлял храм) до 1710 года (когда возник самостоятельный приход). Многое в решении этого вопроса зависит от того, что считать первичным — монастырскую факторию или саамский погост. На наш взгляд события могли развиваться следующим образом. Преподобный Феодорит и старец Феогност стремились построить церковь на перекрёстке лопарской миграции, каким и было «церковное место». Но для поморов и монастырей было выгоднее расположиться ближе к морю. По этой причине поморы устраивают поселение в 110 верстах ниже по течению, а за ними приходят «стяжательные» монастыри — Воскресенский и Крестный. С возникновением же самостоятельного прихода и уходом монахов Петропавловская церковь оказалась полностью заброшенной. Это и побудило перенести её в новый Поной не позднее 1700 года. Окончательный ответ на этот вопрос могла бы дать археология, но пока мы можем только довольствоваться общими соображениями, что к началу XVIII века строение стояло уже в новом Поное.

В 1710 (или, по другой версии, 1711) году в Поное возник приход, священниками которого были представители рода Андриановых (Адриановых).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *